BLANE - полная IT-поддержка и немного магии.Blane - (495) 979-39-15
Секреты мастера

Blane@www.blane.ru:~# Не давайте вашим файлам на сетевых дисках слишком длинных имён. Постарайтесь уложиться в 15 - 20 символов.

Информация к размышлению

Приходящий сисадмин? IT-подразделение? Аутсорсер?

Зачастую в небольших компаниях руководители не уделяют должного внимания проблемам IT, по принципу «как-то работает и ладно». Когда что-то не работает, можно вызвать «мальчика», «перца», «кекса» или «знакомого программиста», который всё исправит за 100 долларов и так всё повторяется. Повторяться может долго, пока в один прекрасный момент «мальчик» не угробит важные данные, которые естественно нигде не были продублированы. «Мальчику» всё равно какие у компании данные и сколько они стоят. Ему скорее наоборот выгодно чтобы периодически что-то выходило из строя, ведь устранение проблем — его хлеб. Убыток от такой «экономии» может обернуться ликвидацией компании.

Тогда руководитель понимает, что придётся тратить на IT больше, чем по 100 долларов в месяц и нанимает сисадмина. Естественно «крутого» компания пока не может себе позволить, хотя «крутой» и не нужен, нужен квалифицированный, но это к данной статье отношения не имеет. И вроде бы дело должно улучшиться, поначалу персонал доволен: теперь есть кому поменять картридж, у кого спросить какую «кнопку» нажать, кому принести починить ноутбук своей тёти и т.д. Руководитель на тему IT-не беспокоится.

Но спустя небольшое время начинает замечать, что сисадмин, бегает с утра до вечера, что-то всё время подправляет, просит периодически всех перезагрузиться, даже много непонятных устройств накупил, но основные проблемы не решены: отказы оборудования не стали происходить реже, восстановление данных отнюдь не гарантированное, поставленные задачи выполняются долго или вообще не выполняются с мотивировкой «не хватает времени», размеры убытков и упущенной выгоды из-за отказов сети или компьютеров абсолютно не уменьшились. Как правило админа увольняют. Нанимают другого, но ситуация не меняется. И не может измениться по многим факторам:

  • сисадмин не может быть специалистом сразу во всех областях IT.
  • сисадмин может заболеть, уйти в отпуск, прогулять и т.д. Компьютеру не прикажешь подождать и не ломаться, пока не придёт админ.
  • сисадмин просто один на один со всеми IT задачами вашей компании и справиться с ними в одиночку он физически не может.
  • cисадмин нуждается в руководстве. Самостоятельно действовать он не может, да и не должен.

Какой выход из сложившейся ситуации? Выход один: создание IT-отдела (подразделения), со своим руководителем, который может построить, создать и поддерживать IT-инфраструктуру компании.

  • IT-подразделение может самостоятельно формировать политику IT компании.
  • IT-подразделение может самостоятельно определять бюджет IT компании.
  • IT-подразделение может обеспечивать бесперебойную работу IT-инфраструктуры компании.

Это будет хорошим решением, но бюджет такого решения — десятки, а-то и сотни тысяч долларов в месяц, с учётом заработных плат, социальных пакетов, аренды помещений и закупки оборудования для IT-одела. Потребуется немало времени на формирование отдела и выработки взаимодействия такой команды, как друг с другом, так и с самой компанией. Может ли малый и средний бизнес позволить себе такое решение? Скорее всего — нет.

Альтернативой является абонентское обслуживание (аутсорсинг) сторонней IT-компанией. Что такое аутсорсинг сегодня уже знают многие. Если коротко, то аутсорсинг - это передача непрофильной деятельности внешнему исполнителю. Писать про то, что абонентское обслуживание со всех сторон лучше, чем собственное IT-подразделение, было бы неправдой, есть как плюсы, так и минусы. Среди плюсов можно выделить следующие аспекты решения передачи IT на аутсорсинг:

  • снижение затрат — цена абонентского обслуживания ниже суммарных зарплат IT-подразделения, выполняющего те же функции
  • экономия на аренде помещений — компания-аутсорсер обычно самостоятельно размещает своих сотрудников в своих офисах.
  • экономия на налогах — аутсорсер не является физическим лицом, НДФЛ и ЕСН платит сам аутсорсер с зарплат своих сотрудников.
  • оптимизация затрат на оборудование — аутсорсер не заинтересован в покупке оборудования для тестирования или для «отката» за счёт клиента. Аутсорсеру наоборот интересно чтобы оборудование работало как можно надёжнее, поскольку он несёт ответственность за данные перед клиентом.
  • гарантии — аутсорсер отвечает за убытки клиента, понесённые им по вине аутсорсера.
  • профессионализм — аутсорсинговые компании берут в штат лучших IT-специалистов, поскольку могут оценить их профессиональные качества лучше любого кадрового агентства.
  • новые технологии — аутсорсинговые компании быстрее осваивают и внедряют новые технологии по причине прямой заинтересованности в повышении производительности труда..
  • быстрота работы – аутсорсинговые компании имеют значительный опыт внедрения и разработок IT-решений. Большинство задач IT уже имеют работающие решения.

Среди недостатков передачи IT на аутсорсинг можно выделить следующие:

  • увеличение времени реакции на мелкие проблемы — специалистам, производящим абонентское обслуживание требуется время чтобы добраться до клиента. И на то чтобы вытащить зажёванную бумагу из принтера или воткнуть выдернутый кем-то кабель может потребоваться значительно больше времени, чем у штатного специалиста компании.
  • зависимость - компания-заказчик напрямую зависит от качества работы компании-аутсорсера. В случае проблем у аутсорсера, они отразятся и на заказчике. Переход на абонентское обслуживание к другой компании может повлечь за собой немалые издержки.
  • риск распространения конфиденциальной информации — аутсорсер не является штатной единицей и не подчиняется правилам внутреннего распорядка компании-заказчика . Это скорее надуманный фактор, однако является основным сдерживающим при передаче IT на аутсорсинг. По статистике подавляющее большинство утечек конфиденциальной информации происходит в результате необдуманных действий сотрудников самого заказчика. Обычно в договоре на абонентское обслуживание прописывается аспект конфиденциальности данных заказчика. При крайней необходимости аутсорсер может построить IT-инфраструктуру заказчика так, что сам аутсорсер не будет иметь доступа к данным.

Аутсорсинг уже развивается. Развивается и этот рынок труда, несмотря на небольшой пока спрос. Ситуация такова, что всё больший и больший процент крупных и средних компаний понимают, что IT — не средство извлечения мгновенной прибыли, а жизненно необходимый инструмент современного бизнеса. Всё говорит о том, что в ближайшем будущем IT-аутсорсинг станет таким же обычным делом, как доставка питьевой воды в офис, а руководство компаний преодолеет психологический барьер и отвергнет устаревшие стереотипы о сисадмине-мальчике на побегушках.

Гаврилов Д. - генеральный директор компании BLANE